Арт-деко
навсегда
Пьер
и Жиль, Дольче и Габбана, Жене и
Каро – все эти парочки
ассоциируются прежде всего с
джентльменским набором
барочных удовольствий,
предназначенных для одержимого
гурмана-визуалиста, оживленно
реагирующего на разномастные
провокации создателей
компактных мирков. Жене и Каро -
не геи, оттого-то
перверсивность их союза
казалась особенно
выразительной. Несколько
агрессивных короткометражек
обернулись ядреным дебютом: «Деликатесы»/
Delicatessen оказались мощнейшей
бомбой, разрушившей устои
типично галльских провокаций, -
изобретательность гэгов
шедеврального дебюта до сих пор
заставляет содрогаться кровати
пугливых влюбленных.
Тяжеловесное развитие темы –
перегруженный изощренной
символикой и вязкой музыкой
Анджело Бадаламенти «Город
потерянных детей»/The City Of Lost
Children оглушительно (и совершенно
несправедливо) провалился: став
надгробием режиссерской
коллаборации. Жене и Каро с тех
пор работают порознь. Последний
отправился в туманный мир
видеоавангарда, а Жене оказался
держателем основного пакета
акций успешного коллектива –
включая кунсткамеру
выразительных фриков (таких как
Рон Перльман и Доминик Пинон),
внушительный фантазийный банк
и убойный концентрат черного
юмора, способный развеселить
даже законченного параноика.
Припрятав в широченный карман
эти безусловные козыри, Жене
отправился покорять
голливудские холмы рука об руку
с постоянным оператором
Дариусом Хонджи. «Воскрешение
Чужого»/Alien:Ressurection получило
самые разноречивые отклики
американской прессы, так что во
Францию Жан-Пьер вернулся уже
один, оставив Дариуса за
океаном – пропагандировать
тошнотворную роскошь
европейского вкуса к
операторским экзерсисам (чем он
до сих пор успешно занимается).
В
этом году вышла просветленная
апология черной
сентиментальности – «Амели» Le
Fabuleux destin d'Amelie Poulain стала
национальным хитом галлов,
соскучившимся по угарным
фантазиям своего блудного
дитяти. Первоначально в
качестве главной героини
своего нового проекта Жене
рассматривал исключительно
Эмили Уотсон – именно в расчете
на ее неповторимое обаяние и
писался сценарий, однако
англичанка ответила совершенно
необъяснимым отказом (прозябание
в тоскливой артхаусной глуши
выдающаяся актриса
воспринимает с континентальным
стоицизмом). Так на горизонте
возникла француженка
аутентичная – сахарная
брюнетка Одри Тоту, чьи
поджатые губки стали
ультимативным символом
авторского кино первой
половины этого года. Партнером
же ее стал привычно озабоченный
Матье Кассовиц, с успехом
подтвердивший свой статус
главной персоны французского
кино на сегодня, заставляя
забыть о пресловутом нашествии
порно, пожираемых вагинах и
гипертрофированных минетах,
заполнивших как фестивальные,
так и ординарные экраны.
Торжественное дефиле «Амели»
еще раз демонстрирует стойкое
обаяние нервной бытовухи
Монмартра, сладких улыбок,
издевательских приколов и
торжество волшебной
сентиментальности, сковывающей
цинизм самого отпетого толка.
Алексей
Старостин
|