Интервью
с Жене о фильме "Чужой.
Воскрешение"
Зачесанные назад
волосы, лицо духовника - "среднее
между Джоном Уэйном-подростком
и Богартом" - так выглядит
человек, стоящий за последней
серией "Чужого": Жан-Пьер
Жене.
Что
заинтересовало американских
продюсеров в Вашем стиле?
Вероятно,
несколько необычные идеи.
Голливудские продюсеры часто
их используют. Наполненную
водой ванную комнату из "Деликатесов"
можно видеть в "Джуманджи",
судно, разносящее понтон, из "Города
пропавших детей" - в "Скорости
2" и в "Затерянном мире".
"XX Century Fox" предложила мне
даже переснять "Деликатесы"...
для семейного зрителя. Они,
наверное, сказали себе, что
человек, сумевший сделать в
студии животных, младенцев,
море, шесть клонов Даниэля
Эмильфорка, может поставить и
несколько серий "Чужого".
Вы не говорите
по-английски...
У меня была
гениальная переводчица,
которая на площадке не понимала
ни слова и тупо стояла перед
камерой в момент съемок. К тому
же из-за ужасных мигреней она,
чтобы защититься от дыма,
надевала противогаз... Так что я
научился говорить такие слова,
как tighter (плотнее), wider (шире), faster
(быстрее) и, главное, shut the fuck up (заткнись,
мать твою).
Как обстояли
дела с контрактом?
У меня в голове
всегда стоял своего рода
предохранитель: "Если я им не
нужен или они уволят меня через
несколько недель, плевал я на
это, вернусь во Францию снимать
фильм, который хочу снять". И,
конечно же, именно таким
образом, почти помимо твоей
воли, раскручиваются самые
невозможные дела... Через три
дня после переговоров, когда я
уже был во Франции, получаю: "Ответ
положительный. Вылетаете
завтра самолетом в 10.30". И вот
я уже лечу - жутко растерянный,
сомневающийся, злой на себя
самого - настолько, что у меня
появилась мысль захватить
самолет и потребовать
возвращения в Париж. К счастью,
я должен был заехать в Нью-Йорк,
где у меня была встреча с
Сигурни Уивер; она так
восторженно отнеслась к
замыслу что отступать было
невозможно.
Ваши
конкуренты?
Помимо Дэнни Бойла,
ни одно имя не вызвало
единодушного одобрения.
Типичный
распорядок дня Жене во время
съемок "Чужого"?
Во время
предподготовительного периода
(два месяца, включая уик-энды) -
подъем в 5 утра, поиск идей,
перемарывание набросков "сценарного
отдела", переписывание
начисто для художников,
безнадежные поиски дома под
аренду, где не пахло бы из
туалета, отход ко сну в 21 час. Во
время подготовительного
периода (четыре месяца) -
отвечать на двадцать восемь
тысяч вопросов в день, упрощать,
сокращать, выбрасывать,
переделывать до бесконечности.
Совещания в стиле Кафки с
пятьюдесятью людьми,
перекусывания во время работы,
отсутствие времени для писанья,
дыхательные упражнения по
вечерам, чтобы не упасть в
обморок. И роскошные пиры дома,
где я по одному принимал своих
дорогих французов. Во время
съемок (шесть месяцев) -
вставать в б утра, руководить
студией под песни Everything But The Girl,
сопротивляться
некомпетентности
постановщиков спецэффектов на
площадке, неспособных
воспроизвести выстрел из
огнестрельного оружия или
простой дым. Выживать после
ежедневных поломок и полного
отсутствия инициативности
персонала. Во время приемов
пищи - смотреть декорации.
Получать удовольствие от
работы с актерами. Вечером
просмотр отснятого материала,
затем визит в монтажную (счастье
обнаружить, что только что
отснятый кусок уже смонтирован),
отход ко сну около полуночи. Уик-энды:
в субботу утром единственное
развлечение за неделю - покупка
французской газеты в Вествуде;
затем подготовка к последующей
неделе. В воскресенье визит на
пустую съемочную площадку. Э, да
здесь пахнет кошачьей мочой!
Уже после самих съемок, в
течение семи месяцев, - монтаж,
доработка спецэффектов с
ребятами из студии Дюбуа,
встреча с композитором (Джон
Фридзелли), бесконечные
совещания по комбинированным
съемкам, умение устоять против
идиотизма продюсера
спецэффектов. Затем первые тест-просмотры:
400 человек в зале, которые не
знают, что они сейчас увидят.
Овации, когда появляется
название: "Чужой"!
Обработка данных четырехсот
анкет ("Наиболее
понравившаяся сцена? - Взрывы!").
Вы чему-нибудь
научились в профессиональном
плане?
В рекламе учишься
бороться - надо устоять перед
диктатурой заказчиков. Но часто,
когда все закончилось,
испытываешь чувство фрустрации
и разочарование. В этой
американской авантюре я
научился бороться тем же
способом, но сил на это стало
уходить в тысячу раз больше. Я
превратился в собаку, которая
не выпускает из зубов кость. Для
этого я обучился шахматной игре
по-голливудски, узнал значение
слова "власть", научился
оставаться позитивным по
отношению ко всему сдерживать
эмоции, выковывать нервы из
закаленной стали,
сопротивляться самому сильному
давлению, выживать после слухов
и ежедневных плохих новостей,
никогда не отступать, постоянно
что-то доказывать, хитрить.
Короче, я узнал, почему все
голливудские режиссеры - тираны.
И все это для того, чтобы любой
ценой отстоять свое видение и
свои личные критерии качества.
С финансовой
точки зрения, каковы они?
Студии прекрасно
знают, что режиссер готов
раскошелиться, чтобы сделать
свой первый голливудский фильм.
(Совет моего американского
агента: "Соглашайтесь
задаром...") После выплаты
налогов, удержаний,
комиссионных французскому и
американскому агентам,
адвокату гильдии режиссеров
остается эквивалент года
работы во Франции над тремя-четырьмя
рекламными роликами. Взамен
этого, в зависимости от сборов
"Чужого", тариф моего
следующего фильма может
баснословно увеличиться. Между
2 и 3,5 млн. долларов.
В условия
Вашего договора входило право
переделки концовки...
Конец был просто
жалким, и все это осознавали.
Рипли сидела верхом на спине
Чужого, который летел, как
дракон, и она ему давала по
морде (вы это можете проверить,
сценарий первой версии можно
найти в Интернете). Студия
хотела, чтобы фильм
заканчивался на земле, но
средства были ограничены. Мы
несколько месяцев работали над
разными идеями, но в глубине
души я всегда знал, что Земля
была совершенно отдельным
сюжетом, который нужно припасти
для другого фильма. Я проявил
выдержку и в конце выкинул
джокер: использовать идею
смерти второстепенного героя,
применить ее к Чужому и
закончить действие в корабле.
Огромная двойная экономия и
увязанный конец. Естественно,
превалировал финансовый
аргумент, и я выиграл.
Вам было трудно
настаивать на своем стиле?
Никаких проблем.
Это был один из первых приятных
сюрпризов: они упрашивали
Доминика Пинона (актер,
играющий роль инвалида в "Чужом
4"; любимый актер Жене,
присутствующий во всех его
фильмах - Ред.), я видел Сигурни
на коленях перед телефоном,
умоляющей его приехать к нам.
Что касается Дариуса Хонджи, то
еще до номинации на Оскара за
"Эвиту" он считался одним
из лучших главных операторов,
особенно благодаря "Семи".
Питоф, занимавшийся
спецэффектами в "Городе
пропавших детей", уже получил
признание за свои работы в "Орландо"
и "Европе" -как и мой
монтажер Эрве Шнайд.
Ваш вклад в
эстетику "Гигер" в этой
серии был близок к Вашему
творчеству?
Как и мои
предшественники, я сделал свой
фильм. Похоже на "Бункер
последней облавы", первую
короткометражку которую мы
делали с Каро практически в
момент выхода первого "Чужого".
Дариус придал свету визуальную
протяженность, холодным
вселенным - теплоту использовал
свои приемы для подчеркивания
деталей костюмов и текстуры
стен. Английский декоратор
Найджел Фелпс своим
графическим ощущением
архитектуры заставил снимать,
отталкиваясь от симметрии. И,
чтобы оставаться в единстве с
сюжетом, мы сделали липким,
физиологическим, вязким все,
что движется.
Сделав фильм в
Америке, вы, француз, оказались
в одной команде с Люком
Бессоном и Жан-Жакам Анно. А
ведь Вы и Каро начинали с
кукольных фильмов... Не
превратится ли скромный
ремесленник в голливудского
суперрежиссера?
Это вечный вопрос:
быть или делать? Было бы очень
легко ответить согласием на "Вспомнить
все" со Шварценеггером,
купить дом в Бель-Эре, поступать,
подобно Камерону: выплевывать
максимум долларов студиям... У
меня ощущение, что жизнь
слишком коротка, чтобы
пренебрегать удовольствием.
Когда я снимал "Деликатесы",
помню, я каждый день пел в
машине по дороге на площадку.
Мне необходимо вновь обрести
это. Что не исключает того, что
чуть позже в Голливуде опять
накроют стол для меня. Если я им
еще нужен. (Интервью Байона."LIBERATION"-
ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА №6 ’98)
|