Жене
и Каро
Жене родился 3
сентября 1953 года в Руане, а Каро 2 апреля 1956
года. Два молодых
человека уже лет десять (с 1981 по
1991 год) развлекались комиксами,
мультфильмами и
авангардистскими
короткометражками, регулярно
предлагая различным студиям
проекты полнометражных фильмов,
но все их идеи безапелляционно
отвергались, ибо не было в
Европе ни одной студии,
способной осилить постановки
подобных масштабов:
требовались декорации городов,
кораблей, грандиозных катакомб,
всепланетные ландшафты и
безумное количество
спецэффектов. Смирив амбиции,
Каро и Жене в своем очередном
проекте "Delicatessen" (очень
важно, что фильм назывался не
"Деликатесы", а
"Delicatessen" - по-немецки)
ограничили место действия
одним домом на окраине большого
города, а дизайн позаимствовали
на "блошином рынке" - и
неожиданно идея прошла. Они
получили деньги на постановку,
вызвали из парижского
киноподполья своего приятеля
Доминика Пиньона и с
энтузиазмом принялись за дело.
Каро и Жене
громоздили трюк на трюк,
набивали картину цитатами и
отсылками ко всем своим любимым
художникам и кинорежиссерам,
так как чувствовали, что их
первый фильм легко может
оказаться и последним... Но
фильм понравился. Критики
поначалу отозвались довольно
сдержано, однако публика пришла
в восторг. Веселый цинизм
молодых режиссеров, их буйная
фантазия и неудержимая энергия
пленили зрителей по всей Европе,
да и за океаном на нахальных
французов взглянули
благосклонно.
Трудно сказать,
когда именно разворачивается
действие - в сороковые годы? в
конце восьмидесятых? в начале-середине-конце
двадцать первого века? Каро и
Жене сознательно путают
времена, помещая
культурологические идеи рубежа
тысячелетий в декорации,
отчетливо напоминающие о
временах нацистской оккупации.
Дом в конце улицы, тонущей в
тумане - это микрокосмос Европы,
полный символов и тайных
значений. Он почти лиричен, этот
дом с его обитателями, он
напоминает разом все фильмы
французского "поэтического
реализма" - от Рене Клера до
Марселя Карне... но поэзия
"Delicatessen" особого рода.
Авторы вдохновенно
насмешничают над всеми своими
персонажами: над простыми
немногословными трудягами,
докатившимися до каннибализма,
над непризнанными гениями,
великими артистами,
представленными в фильме
идиотической фигурой
безработного клоуна, нежными
девушками, ждущими "большой и
чистой любви". Режиссеры едко
высмеивают нацистских
карателей, конформистов и
анархистов. Словом,
единственным позитивным итогом
фильма становится
принципиальный отказ от
идеологии и общественной
морали вообще.
Сюжет фильма
разворачивался вокруг "гастрономических
проблем": единственным
доступным источником мяса для
обитателей дома оказались их
соседи. Всем этим милым,
простодушным героям
лирического кино пришлось
закрывать глаза на то, что "сегодня
едим бабушку" - или уходить в
подполье, к лягушкоподобным "вегетарианцам"
в прорезиненных плащах и
аквалангах. Никакого хэппи-энда
в "Delicatessen" нет, однако
зрители поняли желчный юмор
картины, сильно напоминающий
джазовые романы Бориса Виана.
После успеха своей
первой ленты Марк Каро и Жан-Пьер
Жене наконец-то получили
возможность сделать свой "настоящий"
фильм, осуществить заветный
дорогостоящий проект "Город
потерянных детей".
Трюки во втором
фильме еще изощренней, чем в
первом, шутки еще смешнее, а
юмор чернее, но успехом картина
пользовалась несравненно
меньшим. Это обидно - "Город
потерянных детей" умнее и
лучше снят, чем "Delicatessen".
Вероятно, против фильма сыграла
изменившаяся киноконъюнктура -
как раз в это время пошла волна
Pulp Fiction, и философские сказки на
время вышли из моды.
Однако моды уходят,
а фильмы остаются. И мы сегодня
в состоянии оценить изысканную
выдумку авторов "Города...":
гениальный профессор Кранк не
способен видеть сны и пытается
красть сновидения у детей,
которых похищают для него "циклопы",
члены странной секты,
выдирающие себе глаза и
заменяющие их оптическими
объективами - чтобы "видеть
правильно"... Но похищенные
дети одаривают Кранка
безумными кошмарами, и после
каждого "сна" профессор
просыпается с воплем ужаса!
Однако похищение
детей - только одна из множества
сюжетных линий, сплетающихся на
улицах романтически
прекрасного и фантастически
грязного портового Города. Дети
из приюта, руководимого
демоническими сиамскими
сестрами (две головы, четыре
руки и два туловища, но только
три ноги и ни капли совести),
обучаются кражам и опустошают
не только карманы зевак, но и
банковские сейфы. В это время
цирковой силач Один ищет
похищенного младшего брата, а
клонированные в поразительной
по дизайну лаборатории братья
Кранка, никак не разберутся, кто
из них оригинал, а кто всего
лишь копия...
Надо сказать, что и
во втором фильме Каро и Жене нет
ни одного "нормального"
человека - лишь тотальный
паноптикум забавных уродцев и
жутких монстров. Темп фильма
захватывает зрителя и не дает
ему возможности сопереживать
героям. Кто-то сочтет это за
недостаток картины, но именно
каскад трюков, стремительная
смена масок и сцен обеспечили
фильму культовую репутацию и
дали возможность Жан-Пьеру Жене
поработать в Голливуде над
четвертой частью эпопеи "Чужие".
Многим поклонникам
киноцикла о Чужих фильм Жене не
понравился. В основном, потому
что бесстрашная
истребительница инопланетных
гадов Рипли оказывается ближе к
чудовищам, чем к роду людскому.
Однако эта сценарная идея
вполне логична и не
противоречит общему движению
сериала. Кроме того, "Возрождение
Чужого" по режиссуре и
дизайну ничуть не хуже фильмов
Ридли Скотта, Джеймса Камерона
и Дэвида Финчера. Фильм не
повторяет (как этого ожидали
фэны цикла) ударные моменты
предыдущих частей, а углубляет
и комментирует (с обычным для
Жан-Пьера Жене сарказмом)
ситуацию столкновения людей со
смертельной опасностью. "Возрождение
Чужого" отчасти напоминает
"День живых мертвецов"
Джорджа Ромеро - фильм, крайне
непопулярный в США и культовый
в Европе.
В картине на
удивление мало фирменных гэгов
режисера, но все-таки можно
заметить, что и на американской
почве "Возрождения Чужого"
ехидный француз не отказал себе
в удовольствии представить
всех без исключения персонажей
как монстров и лишить фильм
счастливого конца.
После этих
кошмаров новый фильм Жене "Амели"
стал полной неожиданностью для
всех его поклонников.
Отсутствие насилия, вместо
сарказма - светлый лирический
юмор, нежная любовь,
трогательные происшествия,
открывающие в повседневности
радостную поэзию. Монмартр,
снятый с точки зрения парижан, а
не туристов, такая французская,
такая парижская мелодия
аккордеона (остроумно
смешанная с реминисценциями
одного из самых элитарных
композиторов конца
позапрошлого века Эрика Сати),
сопровождающая фильм... Кажется,
все сделано режиссером, чтобы
растопить сердце зрителя и
вызвать на его глазах слезы
умиления.
Юная Амели Пулен в один из дней
своей жизни влюбляется в
симпатичного незнакомца и от
полноты чувств разыгрывает
ангела-хранителя для своих
соседей и сослуживцев по бистро.
Амели влюбляет одиноких,
помогает старикам, наказывает
грубиянов - и все посредством
изощренных трюков из набора
Каро-Жене, на сей раз обращенных
на доброе дело. В картине есть
намек на экстрасенсорные
способности девушки, но он так и
остается намеком, легким
приветом ранним фильмам
Бессона-Бенекса-Каракса (в
фильмах той обоймы необычные
свойства не спасали, а губили
романтических одиночек,
выходивших против общества с
песенкой на губах), потому что
на этот раз Жан-Пьер Жене не
нуждается в демонстративно
фантастических обоснованиях
действия.
Казалось бы,
чудесный беспечальный фильм,
радость для семейного
просмотра, но внешность
обманчива - Жене и в "Амели"
верен себе. Эта очаровательная
девушка - милая психопатка,
замкнутая в своем внутреннем
мире и практически не
соприкасающаяся с окружающим.
Мир скользит мимо нее, как вода
в реке или пейзаж за окном
автобуса, не затрагивая души.
Недаром фильм полон слепых,
бредущих по парижским улочкам с
задранными к небу лицами -
такова и Амели Пулен. Когда она
берется спасать и защищать
своих полуслучайных знакомых,
она делает это с наивной
механической циничностью, она
просто ставит людей в ситуации,
из которых есть только один
выход - стать счастливыми на
некоторое время. Людьми,
оказывается, можно
манипулировать, как
марионетками. Ради их счастья,
считает Амели, но ведь точно так
же можно и разрушить их жизнь,
довести до безумия...
А пока мы
наслаждаемся "Амели", пока
пересматриваем "Город
потерянных детей" и
"Delicatessen", Марк Каро пишет
книгу и рисует раскадровку к
новому мультфильму, в то время
как Жан-Пьер Жене готовится к
съемкам нового фильма - по
роману Себастьяна Жапризо...
(«ЕСЛИ», Александр
ПАВЛЕНКО)
|