Черная
комедия-гиньоль.
Эта
по-настоящему «черная комедия»
стала своеобразной «культурной
сенсацией» киносезона 1991 года.
Она получила четыре премии «Сезар»,
в том числе за лучший дебют и за
сценарий, «Феликс» за работу
художников и хорошо для
эстетской, ернической, именно «деликатесной
штучки» прошла в европейском
прокате, попала в США, где, между
прочим, «была представлена»
известным режиссером Терри
Гиллиамом, тоже большим
любителем сюрреалистического и
абсурдного юмора.
Традиции
французского фарса, «гранд
гиньоля», раблезианской
гиперболичности сочетаются в «Деликатесах»
с эстетикой комиксов,
рисованных сериалов (кстати,
Жан-Пьер Жене начинал как
мультипликатор и имеет еще два
«Сезара» за анимационные
работы), действие которых
разворачивается в
апокалиптическом будущем.
Бывший клоун из цирка, который
нанимается в помощники мясника,
снабжающего жителей странного
дома на окраине города мясом их
же соседей — еще один «безумный
Пьеро», который со временем мог
бы превратиться в очередного «романтического
маньяка» наподобие мима-убийцы
в «Странной драме» Марселя
Карне (авторы «Деликатесов»
наверняка знали наизусть эту
забавно-алогичную черную
комедию 30-х годов)... Если бы не
зов трубы «сопротивленцев»,
которые скрываются в
канализационных лабиринтах и
намерены поднять бунт против
диктата невидимых кровожадных
тиранов (тут иронически
переосмыслен жанр антиутопий,
философских притч о
тоталитаризме, например, «Бразилии»
упомянутого Гиллиама). Фильм
молодых французских режиссеров
создан с редкостной
кинематографической
изобретательностью, хотя порой
у зрителей может проявиться «синдром
переедания» от обилия по-киномански
щедрых сцен.
Сергей
Кудрявцев
|