"Долгая
помолвка": пятеро солдат и
одна девушка
Пресс-показ
драмы «Долгая помолвка» (Un longue
dimanche de fiancailles, Франция-США, 2004,
режиссер - Жан-Пьер Жене, в ролях
- Одри Тоту, Марион Котийяр, Жюли
Депардье, Гаспар Ульель, Жан-Пьер
Бекер, Дени Лаван, Жан-Клод
Дрейфус) прошел в Центральном
Доме литераторов 15 ноября.
1917
год. Первая мировая война.
Пятеро солдат, не в силах
терпеть ужасы сражений,
сознательно ранят себя, но,
будучи уличенными в содеянном,
приговариваются к смерти. Их
оставляют на нейтральной
полосе, разделяющей французов и
немцев. По всем показаниям, их
должна постичь неминуемая
смерть. Но невеста одного из них,
паренька Манека, - девушка
Матильда (Тоту), страдающая от
последствий полиомиелита и
проживающая в провинции
Бретань, не верит в смерть
своего жениха. Хотя все факты
говорят о том, что Манека нет в
живых, спустя три года после
описанных событий Матильда
начинает собственное
расследование и узнает истории
жизни и смерти пятерых
обреченных.
Экранизация
одноименного романа Себастьяна
Жапризо вынашивалась Жан-Пьером
Жене более десяти лет, прежде
чем судьба улыбнулась
режиссеру: успех «Амели»
позволил обладательнице прав
на экранизацию - студии Warner Bros -
запустить в производство
франкоязычный проект. Сам
писатель умер за неделю до
окончания работы над сценарием
(помимо Жене, над ним потрудился
сценарист «Амели» Гийом Лоран)
и результата так и не увидел. А
посмотреть есть на что,
особенно учитывая то, что
французское кино сегодня
переживает не лучшие времена.
Жапризо широко известен как
виртуозный мастер криминально-детективной
прозы, идеально
предназначенной для
киновоплощения. К тому же в свое
время он написал несколько
сценариев, из которых наиболее
известны «Бег зайца через поля»,
«Прощай, друг» и «Пассажир из
дождя», экранизированные в 60-х -
70-х годах и давно ставшие
классикой французского
кинематографа. В случае «Долгой
помолвки» акцент сделан на
историю любви и надежды и почти
лишен криминала. Но Жапризо не
был бы собой, если бы не
закрутил любовный сюжет в
настоящий детективный
фейерверк. События развиваются
настолько непредсказуемо, что
предугадать, чем обернется тот
или иной сюжетный ход, трудно
даже старым ценителям писателя.
Что касается Жене, то не может
не поражать, с каким старанием
он переносит оригинальный
текст на экран: в фильме очень
много закадровых голосов,
невероятных по красоте
флэшбеков и настоящего чувства,
характерного для прозы Жапризо.
Сам фильм, снятый в
изумительной цветовой гамме (Жене
брал за визуальную основу «Крестного
отца» Фрэнсиса Форда Копполы),
так жизнеутверждающе
романтичен, что на память
приходит скорее «Жизнь как чудо»
Эмира Кустурицы, а вовсе не
только «Амели», с которой «Помолвку»
будут неизбежно сравнивать.
Актерский
ансамбль выше всяких похвал.
Помимо главной виновницы
торжества, Одри Тоту, которая у
Жене просто не умеет плохо
играть, весьма выразительна
Марион Котийяр («Такси-2», «Такси-3»,
«Крупная рыба») в роли
оригинальной девушки со
звучным именем Тина Ломбарди,
несущей не менее оригинальную
смерть своим жертвам. Что
касается саундтрека, то музыку
к фильму написал Анджело
Бадаламенти: имя, которое
говорит само за себя и в каких-либо
комментариях не нуждается.
Резюме таково: пропустить этот
фильм на предстоящем фестивале
«Французское кино сегодня»
будет большой ошибкой. История
этого не простит никому.
Анастасия Белокурова, InterMedia
|