Жан-Пьер
Жене: Меняют мир женщины
Его последние фильмы —
самое массовое из европейских
искусств
Просторная
комната люкса отеля «Мариотт».
Перед Жене на журнальном
столике DVD со знакомыми
картинками — фильмы Юрия
Норштейна. Выясняю: диск искали
два дня, в магазинах тираж
распродан. Пришлось специально
ездить на склад. Жан-Пьер
настоятельно просил.
Я
сделал
все, чтобы во Франции узнали его
как режиссера. Я познакомился с
его фильмами на анимационном
фестивале в «Аннеси». Потом мы
брали кинокопию, делали с нее
фото. Рассылали их по журналам,
сопровождая статьями об авторе
и его фильмах. Кстати, спустя
время я послал Норштейну эти
журналы. Не знаю, получил ли он?
Мой любимый фильм «Сказка
сказок», но со всеми картинами
Норштейна я знакомился по
порядку. Сегодня — событие, я
первый раз в жизни его увижу.
Это волшебство, разлитое в
ваших картинах, сдвиг
реальности в зону фантазии — из
анимации? Вы ведь начинали в
мультстудии.
Мне
всегда больше нравился
воображаемый мир, нежели
реалистический. Думаю, что даже
сегодня делаю фильмы, в чем-то
похожие на мультипликацию.
Грандиозный успех «Амели» по
обе стороны океана трудно
повторить. Не ощущаете ли некий
груз обязательств перед
зрителями, критикой? «Амели»
так полюбилась, что все ждут от
Жене «Амели-2, 3…». Вы не
разлюбили Амели Пулен?
Нет,
я совершенно не обижен на «Амели».
Напротив, благодаря ей вышли
большими тиражами на DVD «Деликатесы»
и «Город потерянных детей». 15
дней назад я был в синематеке
Лос-Анджелеса на торжественном
празднике, посвященном выходу «Деликатесов».
Благодаря успеху «Амели»
продюсеры «Уорнер…»
предоставили мне свободу
снимать «Долгую прогулку» так,
как я считал необходимым.
Значит, идея ваших последних
картин о том, что мы можем
влиять на судьбу, историю, мир
вокруг нас, — оказывается
вполне жизнеспособной. Не
только примеры Амели, Матильды,
но и самого Жене доказывают это.
Можно,
конечно, говорить банальные
вещи о том, что женщины на самом
деле сильнее мужчин. Именно они
влияют и меняют мир. Это правда,
что в моих фильмах героини —
женщины, и они магическим
образом воздействуют на
действительность. Я вот думал:
сделать главным персонажем «Амели»
парня или девушку? В конце
концов решил: девушку. Теперь
решение кажется всем очевидным,
единственно верным. Заметьте,
каждый из моих героев имеет
изъян. Хромота у Матильды,
страшная робость у Амели. Чужие
— всего лишь наполовину люди,
наполовину они — роботы. Мои
герои в чем-то слабее других
персонажей. Если героиней
становится маленькая, уязвимая,
хрупкая женщина, ей нужно
пройти более трудный путь.
Преодолеть не только снежные
вершины враждебной
действительности, но что-то
неодолимое — саму себя.
Экранизацию романа Жапризо «Долгая
прогулка» вы задумали 10 лет
назад. Насколько время изменило
замысел?
Я
постарался сохранить главное —
восхитительное чувство фактуры
времени, накал эмоций. Думая об
адаптации книги сразу после «Деликатесов»,
в роли Матильды я представлял
Жюльетт Бинош. Но когда я
встретил Одри Тоту, то увидел в
ней Матильду. На оскаровской
церемонии я предложил ей
отправиться вместе в очередное
«плавание», и она согласилась. И
оказалась восхитительной
Матильдой.
Каков рецепт
чудодейственного эликсира
фильмов, в которых авторское
начало нисколько не мешает
зрительскому успеху?
Не
могу точно сформулировать. Не
пытаюсь искать легких рецептов.
Отметаю сразу путь, лежащий на
поверхности, то, что наверняка
понравится зрителю. Но главное
в этом эликсире — удача…
Только-то?
Ладно,
сознаюсь: необходимо добавить
толику чуда.
Лариса
МАЛЮКОВА (http://novayagazeta.ru)
|