Жан-Пьер Жене рассказывает, как была создана Амели

Он затронул каннибализм в великолепном фильме 1991 года Деликатесы, рассказал современную сказку Город потерянных детей и осуществил четвертое возвращение саги Чужой. Его последняя работа вырисовывает образ Парижа глазами очень необычной девушки, и является одним из лучших фильмов, появившихся в прошлом году. Жан-Пьер Жене рассказывает, как была создана Амели.

Было ли это будущее или сказочный мир, но ваши предыдущие фильмы происходили в других реальностях. Почему вы решили сделать фильм, который чаще необычен, но все же, где место и время действия - реальный мир?

В этот раз я хотел сделать более эмоциональный фильм, и я хотел сделать современную историю, потому что так легче отождествлять себя с героями. Город потерянных детей это сказка, и я не хотел снимать сказку опять. В Амели могло произойти все что угодно, я не хотел ограничивать воображение и фантазию, но я хотел больше чувств. Это было моей главной задачей.

Поэтому время действия в фильме происходит во время гибели Принцессы Дианы?

Да, абсолютно верно. Это тот период, но как вы видите, я изменил реальность. Это ненастоящий Париж - мне нравится в нем что-то из прошлого и эстетика старины, но это определенно не прошлое а наше время, когда умерла Леди Ди.

Почему вы в конце решили снимать на натуре?

Было бы очень дорого воссоздать Монтмартре в студии. Я так работал в первый раз, но это было очень интересно. Я снимал во многих местах сам, разыскивая их и это было испытание - сделать Париж таким, как в конечном варианте, Париж о котором я мечтал, я много для этого сделал. Мы изменяли все. Мы меняли плакаты на стенах и в метро, и мы меняли небо с помощью компьютера, когда оно было пасмурным. Пришлось много поработать, что бы сделать Париж таким, каким он был при монтаже!

Как изменилась жизнь людей, живущих там, где вы снимали фильм?

Теперь жизнь в том кафе изменилась. Все хотели присутствовать на съемках. Владелец кафе хотел продать его год назад, но сейчас он передумал. У него каждый день берут интервью иностранные телекомпании. Удивительно, как все изменилось. Все магазины на той улице дают мне продукты. Я теперь крестный отец.

Если бы вы совершили паломничество на съемочную площадку, как это делали поклонники Амели, куда бы вы пошли?

У меня был такой шанс, когда я снимал Чужого. Как раз около моей площадки, снимался Полицейский блюз, я большой поклонник этого сериала и мне повезло, я видел как снимали один эпизод. Я видел парней, которые там снимаются. Это была мечта.

У вас был в уме какой ни будь фильм или книга, когда вы начали снимать Амели?

Нет, я был только под влиянием Жака Превета. Вы знаете его? Он написал много сценариев для Марселя Карнета, он так же был поэтом. Я не очень люблю поэзию, но мне нравится этот парень. Он удивительный человек и перед съемками, я все прочитал опять. Это создало образ фильма, но это только мое примечание.

В ваших предыдущих фильмах вы сотрудничали с Марком Каро. Было непривычно работать над Амели без него?

Нет, не было, потому что я уже до этого снимал Чужого один. После двух фильмов нам захотелось делать разные фильмы, потому что когда ты работаешь с одним человеком очень сложно добавить свои личные чувства, мы же не любовники или братья. Я хотел сделать личный фильм, этого же и хотел Марк Каро, и я уверен, что Марку не нравятся любовные истории, невозможно представить Марка с Амели.

В фильме у каждого персонажа есть своя маленькая история. Как они были придуманы или они были взяты из жизни?

Много историй пришли из моей жизни, например побег из аквариума золотой рыбки, это было на самом деле. Или например, женщина ипохондрик с сигаретами, у меня была такая знакомая. Много историй я взял из жизни. Фактически все. Амели это я. Признание - я Амели!

Если бы вам надо было назвать вещи, которые вам нравятся и не нравится делать, как вы это делали для персонажей фильма, что бы это было?

Все что я ненавижу, все что я люблю это мои собственные примеры. Если вы снова посмотрите фильм, там все про меня, там список моих любимых вещей. У меня исписаны страницы таких вещей и я распределил их среди персонажей.

Большинство персонажей хорошо развиты на протяжении фильма. Их развитие происходило во время съемок?

Иногда актерам нравится импровизировать, но это происходит не всегда. Например, Одри Тоту это не нравится. Я пытался изменить сцены в последний момент, что бы достигнуть неожиданности, но ей это не нравилось. Но у Изабель Нанти, которая играла продавщицу сигарет, очень хорошо получалось привносить что ни будь новое в сцену. Она на ходу меняла предложения, делая их более смешными. Однако, как правило, я предпочитаю репетировать, заранее продумывать, строить сюжетную линию, но мне нравится если в последний момент что ни будь меняется. Я подхватываю это.

Главную мужскую роль у вас играет известный режиссер Матье Кассовиц. Он как-то участвовал в процессе?

Один раз он сказал "Снимайте, снимайте...", но я думаю, это была шутка. Он уважает меня, а я уважаю его. Мы дружим уже долгое время. Я давно познакомился с ним на одном кино фестивале, и я ценю его как режиссера и люблю как актера. Он очень талантливый и все дается ему легко. Это безобразие. В сущности, он не работал. Все для него было так легко. Я ему завидую.

Гипполито, писатель в фильме, не скрывает свою нелюбовь к критикам, называя их пиявками...

Я тоже. На самом деле, мне нравятся критики, когда они добрые и мне очень повезло с этим фильмом, потому что было 400 хороших отзывов и 6 плохих. Особенно изумил один, который хотел меня убить. После каждого фильма он хочет меня убить. На этот раз я фашист, потому что он не видел в фильме арабов или гомосексуалистов, он назвал это - этнической чисткой. Вы можете в это поверить? Я фашист.

Когда вы писали сценарий, на роль планировалась Эмили Ватсон?

Иногда когда пишешь сценарий, то удобно думать об определенном актере или актрисе. До этого я читал в газете, что она бы с радостью поработала со мной, почему бы и нет? Я думал о ее роли в фильме Разрезая волны, и после того как закончил сценарий я показал его ей, она была рада участвовать в этом фильме. Мы делали пробы в Париже и Лондоне и я подумал, что она будет лучше играть на английском, поэтому переделал сценарий так, что речь идет о девушке в Лондоне. Спустя некоторое время она сказала мне, что, к сожалению, не сможет сниматься, потому что это будут долгие съемки, а по личным причинам она не сможет уехать из Лондона. Это меня очень огорчило, но я провел кастинг во Франции и первая девушка, которую я увидел, была Одри Тоту. Теперь я рад, потому что мы замечательно с ней поработали, она была хороша.

Возвращаясь назад на несколько лет, когда вы начинали работать над "Чужим Воскрешение", от вас требовали очередного фильма о Чужих или фильма Жан-Пьера Жене?

Я думаю, они хотели и то и другое, мне говорили: "Мы понимаем, что это риск - работать с парнем из Франции. Вы не говорите по-английски, вы не работали в Голливуде, но мы думаем, что наименьший риск это рисковать с вами". Для них это было довольно смело, потому что они хотели нового Чужого и наняли меня, что бы я принес свои собственные идеи и они согласились на все. У меня были только некоторые проблемы с деньгами, потому что фантастический фильм может стоить очень дорого и каждый день они хотели уменьшить, урезать или облегчить бюджет, мне приходилось воевать каждый день. Что касается режиссуры и идей, то я был достаточно свободен и я горжусь этим фильмом. Это была большая затея.

Если вас поросят, вы согласитесь снимать Чужого 5?

Нет, они не будут делать еще одного Чужого, потому что это будет очень дорого.

Вы вернетесь в Голливуд?

Почему бы и нет, если они предложат мне что нибудь интересное. Но я не хочу делать тупой боевик - жизнь слишком коротка и я счастлив быть свободным во Франции. Мне очень повезло, потому что я обладаю полной свободой, что очень редко. Вы знаете, это мечта.

источник: Empire Magazine

Что следующее?

Я еще не знаю. Мне надо найти время, потому что я буду делать следующую вещь 3 или 4 года, поэтому я должен быть влюблен в тему фильма.

 


Используются технологии uCoz